Как таинственные трейдеры с армадой кораблей-призраков держат российскую нефть на плаву

Используя спутниковые системы слежения, которые фиксируют все — от местоположения судна до пункта его назначения и глубины погружения, Bloomberg News собрал историю передвижения двух танкеров: Amber 6 и Catalina 7. Amber 6. Эта статья основана на многомесячных исследованиях и отслеживании движения судов, изучении корпоративных документов и торговых данных, а также на обширных интервью с трейдерами, бывшими трейдерами и должностными лицами судоходных компаний

Как таинственные трейдеры с армадой кораблей-призраков держат российскую нефть на плаву

На фото нефтетанкер Amber 6 до переименования в 2022 году. Источник: Bloomberg

Нефть часто перегружают прямо в море с одного судна на другое. В этом нет ничего необычного. Однако санкции в отношении России породили сеть безликих посредников и владельцев судов, которые перевозят российскую нефть в Китай и другие регионы. Они используют флот устаревших танкеров, меняя глобальные цепочки поставок нефти.

Новых нефтетрейдеров и операторов судов породили санкции Большой семерки в отношении экспорта российской нефти. До начала военного конфликта на Украине феврале 2022 года более половины нефти, поставляемой из России, — около 1.5 млн баррелей в день — шло в Европу. В июне 2022 года Европейский союз согласовал практически полный запрет на импорт нефти по морю из России. У других стран осталась возможность покупать нефть из России, но запрет ЕС распространился на предоставление страховых и финансовых услуг для тех, кто торгует российской нефтью. Этот запрет на вспомогательные услуги оказался решающим. Нефтяные танкеры получают 95% своих страховок от разливов и столкновений в Клубе взаимного страхования P&I, который базируется в Лондоне.

Однако полный запрет на российскую нефть грозил массовым сокращением поставок на мировом рынке и разгоном глобальной инфляции, которая и так уже росла некомфортно быстро. Чтобы смягчить удар, США и другие страны Большой семерки решили пойти на компромисс и ввели так называемый потолок цен на российскую нефть. Это значит, что страны за пределами ЕС, не поддержавшие запрет на импорт, могут покупать нефть из России и пользоваться услугами страхования, если транспортируемая нефть будет стоить не дороже $60 за баррель.

Санкции должны были ограничить доходы России, не убив при этом мировой рынок нефти. Получилось ли, как планировалось — вопрос спорный. А вот сделать торговлю российской нефтью менее прозрачной и повысить риски утечек и ущерба окружающей среде точно удалось.

С начала года более 40 млн баррелей российской нефти были перегружены с одного танкера на другой у побережья Сеуты и в бухте на юге Греции, недалеко от портового города Каламата. Зачастую нефть перегружается на танкеры, у которых непонятный владелец, кто их страхует тоже неизвестно. Международная морская организация (ММО), агентство ООН, которое управляет судоходством, считает перегрузку нефти в открытом море с использованием старых судов «опасной практикой».

В ЕС предложили ограничить торговлю между судами, запретив доступ в порты блока судам, нарушающим правила, в рамках более широкого пакета санкций.

Согласно базе данных, которую ведет IHS Maritime для ММО, по крайней мере, треть судов, вовлеченных в торговлю российской нефтью, имеют в лучшем случае неоднозначную защиту и компенсационное покрытие. К ним относится и 20-летнее судно Amber 6. Неясно, кто будет компенсировать ущерб, если один из этих танкеров врежется в другое судно или причал, или если произойдет утечка нефти в море. Согласно базе данных, судно Catalina 7 имеет стандартную отраслевую страховку.

«Это заряженное ружье, которое выстрелит в любой момент», — заявил Рольф Торе Роппестад, генеральный директор компании Gard AS, которая предоставляет страховые услуги для морской, нефтяной и газовой промышленности. «В Скандинавии и в регионе Скагеррак мы видим, что значительная часть теневого флота — это суда, принадлежащие России и торгующие без страховки P&I. Но и в других регионах теневой флот растет».

Представители судоходной компании, которые помогли Bloomberg разобраться в логистике перегрузки нефти с судна на судно, заявили, что для этого нужна хорошая погода и спокойное море. Когда Amber 6 и Catalina 7 обменивались нефтью, ветер был менее 10 миль в час (около 4,5 метров в секунду). Это подтверждают данные компании Visual Crossing, занимающейся анализом погодных условий.

Скорость ветра во время перегрузки российской нефти

Как таинственные трейдеры с армадой кораблей-призраков держат российскую нефть на плаву

Источник: Bloomberg

Такие старые танкеры, как Amber 6, уже давно нужно было списать в утиль. Но времена изменились. Санкции сократили доступ Москвы к международному флоту, а российский флот недостаточно велик, чтобы компенсировать потери. В результате страна была вынуждена использовать армаду старых судов — более дешевых в приобретении, более доступных и часто переименовываемых — таких, как Amber-6. Эксперты указывают на высокие экологические риски, которые создает эта ситуация, особенно если суда плохо обслуживаются. Несмотря на то что в европейских портах действуют строгие стандарты безопасности, значительная часть этого риска ложится на именно на европейские страны, поскольку именно там происходят такие перегрузки.

Из восьми инспекций судна Amber 6 — последняя была проведена в октябре 2020 года — в четырех были выявлены недостатки, включая коррозию палубы, неисправные манометры, термометры, аварийное энергоснабжение и меры противопожарной безопасности. Недостатки также были выявлены в ходе двух из последних восьми проверок судна Catalina 7, согласно данным Equasis. org, международной базы данных, созданной для поддержки безопасного судоходства. Ни один из этих недостатков не привел бы к признанию судна непригодным для плавания.

«Если и произойдет авария, то, скорее всего, в европейских водах», — сказал Брайан Галлахер, глава отдела по связям с инвесторами компании Euronav NV, третьего по величине в мире владельца супертанкеров, добавив, что перегрузки с судна на судно «намеренно не осуществляются в хорошо охраняемых водах».

Источник: profinance.ru

Next Post

Эксперт ждет падения доллара ниже 75 рублей

Рубль, возможно, временно уйдет ниже 75 руб./$1 — «Алор Брокер»    Курс доллар/рубля на Мосбирже интервалами в 1 минуту    Курс доллар/рубля на Forex интервалами в 4 часа Курс рубля по отношению к доллару США, возможно, уйдет ниже 75 руб./$1 на какое-то время ввиду приближения налогового периода, считает руководитель направления инвестиционного […]